К слову о вампирах
Изучая период Среднего и Позднего Средневековья, заинтересовался упоминаниями вампиров в мифах, легендах и преданиях разных народов. Оказалось, что про ядерную войну 25-тысячелетней давности можно найти гораздо больше достоверных или около того сведений, чем об этих загадочных существах – по парадигме Ассоциации Атлантида, специальной усиленной нежити, создаваемой некромантами для военных целей в разные времена у разных народов.
Проанализировав добрую сотню различных названий и описаний существ, именуемых общим названием "вампиры", я пришел к выводу, что всю эту массу нечисти можно разделить на несколько категорий.
Призраки
Таких в мифах большинство. Это неупокоенные души – остатки нерассеявшихся низкочастотных тел, посещающие после смерти в первую очередь своих родственников и за счет их энергии как-то пытающиеся продлить свое существование. Большинство описаний, относящиеся к началу 18 века о вскрытии могил и нахождении там нетленных вспухших ("от выпитой крови!") мощей людей, у которых сочилась кровь носом и ушами, являются, по убеждению современной медицины и криминалистики, обычными симптомами разложения трупа спустя месяц после смерти. С этими несчастными трупами что только не делали – отрубали им головы, сжигали, вбивали колья в сердце, клали большие камни на могилу и т.п., но все это, так или иначе, приводило к отправлению духа на тот свет. Народ в то время был мало того, что необразованный, так еще и ужасно суеверный, поэтому кому-то что-то показалось – и новые байки о вампирах плодились со скоростью пожара в сухом лесу.
Кроме того, средневековая Восточная Европа 15-16 вв., а вообще и до этого являлась постоянной ареной кровопролитных войн, как европейских государств друг с другом, так и против общего врага – Турции. Народ мёр пачками, как воины, так и простые крестьяне, при этом многие – в ужасных муках. Такое положение порождало толпы призраков, пытающихся, если не отомстить обидчикам, так хоть просто выжить, продлить еще немного свое обреченное бестелесное существование. Да, надо сказать, что определенная часть людей, не выдерживая жутких мучений, продолжавшихся иногда днями (например, посажение на кол, закругленный сверху, смазанный маслом и с подпорками для ног внизу, чтобы подольше мучился, не умирая) впадала в кому. По признакам же, доступным варварскому населению Европы тех времен это была обычная смерть. Таких людей закапывали, а затем, откопав тело через некоторое время, чтобы проверить – а не вампир ли он, обнаруживали, что человек переворачивался в гробу, пытался съесть свой погребальный саван, и почти всегда у него была маска ужаса на лице (живыми же хоронили!). Глядя на такую живописную картину, люди сразу решали – перед ними точно очередной вампир. А если несчастный в это время еще пытался подавать какие-то признаки жизни, его тут же успокаивали заготовленным по случаю осиновым колом, прерывая, наконец, его страдания.
Определенные народы считали, что вампиры обращаются в животных – сов, собак, кошек, ворон, лошадей, овец, летучих мышей. Последние, кстати, наиболее редко упоминаются в мифах, изначально с мистическими ночными летающими кровососами древние греки и их наследники-римляне считали именно сов, от которых пошли названия некоторых вампиров – таких, как Стригои. С чем именно связано такое поверье, я ответа не нашел. Возможно, ранее эти животные были окутаны неким мистическим ореолом в силу разных причин, поэтому их в принципе связывали со всем потусторонним и мистическим, коим, несомненно, и являлись вампиры.
Приведу некоторые названия вампиров, которых я определил как призраков у разных народов. Будут только названия, без красочных описаний. Общие их характеристики – это явно призраки, которые посещают, в первую очередь, своих родственников и пытаются разжиться энергией.
- Ассиро-Вавилония – Ekimmu, Utukku;
- Ирландия – Деарг-ду;
- Германия – Альп, Doppelsauger;
- Восточная Европа в целом – Мара;
- Хорватия – Kozlak;
- Румыния – Strigoii, Moroii;
- Словакия – Pijavica;
- Болгария – Юстрел, Убор;
- Индия – Бхута, Хурель, Gayal, Masani;
- Китай – Kuang-shi;
- Малазия – Langsuir;
Колдуны и ведьмы
В мифах и древних легендах немало упоминаний о способности различных ведьм и колдунов к превращениям в животных, а так же, к вампиризму в этих состояниях. Но, если разобраться, большинство описаний больше похоже на выходы из тела и энергетический вампиризм, иногда совмещенный с любопытными магическими техниками. К таким относится, например, индийский вампир-колдун Jigarkhwar, который, судя по описаниям, питается, извлекая печень людей. Но дальше следует примечание – жертва умирает в то время, как печень готовится на огне и съедается. Скорее всего, это описание некой шаманской боевой техники по работе с тонкими телами органов людей. Хотя, кто знает, может быть, жертвы в это время со вспоротым боком висели в его жилище, медленно истекая кровью и обреченно смотря, как их печень используется в шоу колдунов-кулинаров? Не знаю, слишком мало информации. Единственное, если исходить из соображений практицизма – слишком сложный и изощренный способ убийства, даже для мага, если конечно, он не знает точно, что делает. Остальные же, чьи названия я приведу ниже, вполне соответствуют описаниям колдунов и ведьм, питающихся чужой энергетикой в тонких телах.
- Мексика – Тлакуес;
- Ацтеки – Чивататео;
- Португалия – Брукса;
- Ирландия - Leanhaum-shee;
- Греция – Стрикс;
- Румыния – Стриги;
- Россия – Еретик (почти всех еретиков на Руси считали колдунами и вампирами);
- Индия – Jigarkhwar, Loogaroo;
- Филлипины – Асванг;
- Австралия – Таламаур;
Секс-вампиры
Эти духи, по суди дела, представляют собой огромные разъевшиеся лярвы, созданные эротическими фантазиями христианского населения Европы, среди которого строго порицались любые размышления и рассуждения на интимную тему, не говоря уже о попытках воплотить в жизнь сексуальные желания людей. С тех времен закрепилась даже специальная поза для занятий этим нехитрым делом – миссионерская, которую европейские миссионеры распространяли среди варварского населения Северной Африки, Америки, Индии и островов Малайзии и Полинезии, объясняя, что все остальные «животные» позы – большой грех и богомерзие. В общем, в отличие от свободных нравов Древней Греции и дохристианского Рима, средневековый человек мог только втайне мечтать попробовать как-то разнообразить свою унылую сексуальную жизнь, или, подобно маркизу Де Саду, плюнуть на все и воплощать свои фантазии в жизнь, в том числе в книгах, рискуя при этом загреметь в темницу, а то и что похуже. Все упоминания о подобных духах относятся только к Христианской Европе, приблизительно от IV до конца XIX века н.э. Особенно досталось подвижникам-монахам, пытающимся «усмирить свою плоть». У некоторых, таких как Моисей Мурин, стояк годами не проходил – вот он-то точно в свое время посражался с тонкоплановыми секс-машинами, как и Мария Египетская, как и многие другие. Хотя основным лакомством для похотливых духов были святые угодники, годами копившие энергию, лярвы не брезговали и простыми крестьянами, развлекая их невеселую жизнь яркими эротическими фантазиями. В наш просвещенный век, когда Церковь значительно уступила свои позиции в доминировании над умами людей, встретить приличного секс-вампира, скорее всего – большая редкость. Проще, наверное, в виде ифрита создать, как делали некоторые африканские ведьмы, далекие от христианских ценностей. Таким ифритом, например, являлся африканский искусственный дух-вампир/любовник/боевой товарищ под названием Impundulu. В остальном же секс-вампиры – это огромные ожившие сексуальные желания, фантазии и комплексы средневековой христианской Европы персонифицированные в конкретные образы.
- Вся Европа – Инкубы («лежащие на»), Суккубы («лежащие под»);
- Ирландия – Линаун Ши;
- Румыния - Змиулан или збурэтор;
Вампиры-ифриты
Некоторая часть описанных вампиров – это явно искусственно созданные тонкоплановые существа, попросту боевые ифриты, или же прирученные духи. Помимо описанного выше африканского Impundulu, таким является малазийский Баянг – кот-вампир. Что интересно, его имя созвучно с милым котом-Баюном, рассказывающим русские сказки. Хотя, может быть, кот Баюн не такой уж милый? На цепь прирученного кота-сказочника посадил Пушкин, на самом же деле это был огромный кот-людоед, который усыплял путников байками «о попах, дьяках и поповых дочках», а сам тем временем их сжирал. Так что, может быть что-то общее у малазийского Баянга и русского Баюна и есть. Отдельный интерес представляет так же филлипинский вампир под именем Данаг. Когда-то он служил людям верой и правдой и, по легенде, даже участвовал то ли в создании, то ли в хранении карт Таро. Но однажды при нем некая женщина порезала палец, он предложил отсосать кровь, ну и так увлекся, что отсосал вообще всю, полностью иссушив тело женщины. С тех пор этот несчастный проклят. На самом деле, про Баянга и Данага не очень ясно, точно ли это искусственные или призванные духи, или нечто другое – описаний очень мало. Но решил разместить их здесь.
- Африка – Impundulu;
- Малайзия – Баянг;
- Филлипины – Данаг.
Кошмары
Некоторая часть «вампиров» представляют собой, на мой взгляд, просто описания неких страшилок, типа «придет серенький волчок и укусит за бочок», только жестче, гораздо жестче. Их описания я приводить не буду, желающие побудоражить фантазию могут сами погуглить названия в интернете.
- Малазия – Пенанггалан;
- Греция – Калликанзаро, Мормо.
Просто люди
Во многих варварских обществах Африки, обоих Америк и Океании раньше (а в некоторых и до сих пор) было принято пить кровь или съедать сердце/печень/что-нибудь еще или вообще целиком поверженных противников. Это считалось вполне нормальным, и в таких местах о каких-то там страшилках-вампирах не слышали – это как раз они наводили ужас на своих врагов. Но и среди описаний пьющих кровь существ в более цивилизованных странах встречаются как просто психически больные люди со склонностью к употреблению свежей крови, так и настоящие маньяки. Такие случаи хорошо известны в криминалистике и психиатрии. Эти ребята, возможно бывшие в прошлых воплощениях свирепыми служителями какого-нибудь кровавого бога Уицилопочтли, в силу каких-то факторов не нарабатывали достаточно мощное сознание в новом воплощении и подсознательно продолжали кровавое служение своему богу среди общества цивилизованных государств. Есть так же люди, страдающие специфической «вампирской» болезнью порфирией – их кровь не вырабатывает нужного количества красных телец, в результате чего, в частности, их кожа становится очень чувствительна к ультрафиолетовому излучению – вот и вампирская боязнь солнца. У некоторых несчастных, страдающих порфирией, появляется синдром гемофилии – то есть, желание пить кровь. При этом сама кровь, проходящая через пищеварительный тракт, очень плохо усваивается организмом, и в больших количествах может привести к еще более серьезным расстройствам здоровья, вплоть до летального исхода. Среди явных «маньяков» приведу одно название индийского «вампира»:
Настоящие вампиры
Помимо всего вышеперечисленного разнообразия в мифах и легендах все-таки встречаются описания крайне интересных существ, которые явно отличаются от различных «страшилок у костра». Это уже настоящие монстры, которых трудно отнести как к людям, так и к духам. Если, конечно, они не выдуманы для устрашения деток, чтобы те слушались. Названия и описания этих созданий я приведу более-менее подробно.
Африка – Asanbosam/Асабосам/АсасабонсамОписание: Вампир из Африки, известный среди Ашанти южной Ганы и людьми в областях Берега Слоновой Кости - Кот-д'Ивуара и Того. Asanbosam – по поверьям, жил в глубоких лесах, наиболее часто сталкивались с ним охотники. Он имеет в общем человеческую форму, с двумя исключениями: зубы у него из железа, и нога имеет крюкообразные придатки. Любой кто пройдет около дерева, в котором он проживает, будет убит..
Комментарий: Похоже на продукт экспериментов по вивисекции. Пара десятков таких существ в густых лесах вполне могли расправиться с любым отрядом каких-нибудь племенных врагов. Возможно, это остатки магических экспериментов некромантов из эпохи «меча и магии» (например, созданных для того, чтобы обезопасить свою территорию), сохранившиеся в памяти африканских аборигенов в виде «ужаса в глубоких лесах».
Северная Африка, Греция, Рим – Lamia/ЛамияОписание: Ламия – демоница-вампир, издавна обитавшая в пещере. Первые упоминания о Ламии появились в греческой мифологии. Когда-то Ламия была королевой Ливии, прекрасной женщиной, у которой были дети от Зевса. Но когда Гера, жена Зевса, узнала об этом, то заставила королеву поглотить их. И Ламии пришлось подчиниться, потому что нелегко противостоять натиску богини. Однако с тех пор Ламия начала по ночам отбирать у матерей их младенцев. Перед тем, как высосать кровь, она разрывала их похожими на когти ногтями. Когда-то милая королева стала ужасным зверем, умеющим по желанию изменять облик. Ламия была из вестна своей необычной чуткостью: даже когда спала, вынимала глаза, чтобы они всегда оставались начеку. Со временем этим именем стали называть колдуний, воровавших детей. Ламиями называются также вампиры, по народному представлению греков Нового времени привлекающие, под видом прекрасных дев, юношей и высасывающие у них кровь. Такими же существами были Эмпуса и Мормолика. Слово «lamia» использовалось в «Вульгате» как эквивалент еврейского имени Лилит. Слово имеет многочисленные ассоциации в фольклоре и легендах. В сочинениях демонологов «lamia» обозначала вампира или ночной кошмар. Ламиями также назывались существа, подобные сиренам или нереидам, в баскской мифологии.
Комментарий: На духов эти существа мало похожи. Именем «Ламия» называли, в общем-то, различных существ, но явно несущих вполне материальную угрозу жизни. С греческой мифологией не все понятно, хотя, по версии историка Дурида Самосского (IV-III вв. до н.э.), Ламия была дочерью Бела и Ливии. Бел – сын Посейдона – тесно связан с Древним Египтом, а так же со жрецами-магами Междуречья (по легендам, именно Бел пришел с группой магов из Египта в Месопотамию и научил тамошних жрецов основам магии). Это явно исторический персонаж, и обозначение «дочь Бела» могло обозначать не дочь в биологическом смысле, а некий эксперимент по созданию неких существ в боевых целях. Так же, как, например, в скандинавской мифологии «дети Имира, созданные из его тела», которыми мы все являемся. Таким образом Бел, возможно, создал монстра Ламию (или группу монстров под этим общим названием), питающуюся жизненными силами противников и обладающую некими сверхъестественными способностями.
Греция, Рим – Empusas/Эмпузы/ЭмпусыОписание: В греческой мифологии женщина-демон, мифическое существо с ослиными ногами, напоминающее вампира (упыря), высасывающего по ночам кровь у спящего человека. Эмпуса считалась ночным духом, принадлежавшим к так называемым Мормоликам — Акко, Алфито и Горго — и Ламиям. По существовавшим повериям, Эмпуса часто уносила маленьких детей, а по своей принадлежности к мормоликам, существам не знавшим наслаждений любви, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо.
Комментарий: Вообще, похоже на кошмары, о которых писалось выше, но раз принадлежит к Ламиям, да еще и мясо жрет (что за духами не замечалось) – возможно, какая-то разновидность, модификация Ламий.
Греция, Рим – ТимпаниосОписание: Ранние греческие упыри, наиболее миролюбивые из всех вампиров. Они единственные были способны не просто соседствовать с человеческим миром, а полноценно жить в их обществе, и даже рожать детей. К несчастью, охотники на вампиров своеобразное добродушие тимпаниос не принимали во внимание, и вампирам пришлось научиться быстро и качественно скрываться от них.
Комментарий: Возможно, это видоизмененные люди (т.к. способны рожать детей), пытавшиеся после очередной войны, в которой их использовали как боевые машины, жить мирно. А может, это просто «мирная» секта служителей какого-нибудь бога-кровопийцы.
Италия - Stregonibenefici/ Стрегони БенефициОписание: Вампиры, добрые по отношению к людям, охотники на других вампиров. Стрегони – это обычные вампиры, прошедшие ритуал, проведенный священником и ставшие «хорошими», служащими людям, в частности Церкви как охотники на другую нечисть.
Комментарий: Вампиры, перекодированные магами для охоты за другими искусственными боевыми монстрами – вполне в духе магических войн с использованием мощных техник некромантии.
Восточная Европа - Волколак/вырколак/враколак/волкодлак/прикуличОписание: Общее название вампиров-оборотней. В первую очередь это оборотни, но южнославянские представления смешивают их с упырями. Волколаком мог стать колдун, совершивший специальный обряд, в ходе которого он что-то перекидывал через себя некий магический артефакт (оборачивался, отсюда «оборотень»). Но таким существом мог стать и обычный человек, в наказание превращенный магом в животное. В таком случае эти несчастные волки не могли прибиться к стае, ходили возле людских поселений, все понимали, но сказать ничего не могли. У южных славян образ волка часто смешивался с традиционным образом вампира. В Румынии человека, обращающегося ночью в вампира-собаку, называли прикуличем.
Комментарий: В существовании этих существ никто из древних славян не сомневался. Различались только формы, какие-то незначительные характеристики и описания, но в целом – это человек-волк, оборотень с дополнительным функционалом вампира. Возможно, именно такие существа, пришедшие вместе с гиксосами, разгромили в свое время Египет. Кроме того, именно с волколаками связывают некоторые легенды о Дракуле – господаре Валлахии (Южной Румынии) в XV веке, Владе III, именуемом Цепеш, что значит Колосажатель. Но о нем отдельно ниже.
Восточная Европа – Vourdalak/ВурдалакОписание: В целом, это синоним вампира, с небольшим нюансом, отмечаемом в некоторых источниках – он может обращать в вампиров других людей.
Комментарий: Дух в вампира никого не обратит, как и кошмар или какие-нибудь маньяки, поэтому отнес его к реальным вампирам.
Чехословакия – Nelapsi/НелапсиОписание: Чрезвычайно силен. Питается как крупным рогатым скотом, так и людьми. Ходит без одежды. За одно посещение может вырезать целую деревню. Убивает одним взглядом. Некоторых утаскивает «про запас», как консервы, чтобы было чем питаться в течение нескольких недель.
Комментарий: Существо с такими характеристиками, пожалуй, самый аутентичный вампир – продукт магических экспериментов по созданию не-мертвых боевых машин.
Польша - Upier/УпиерОписание: Этот вампир живет днем, как все люди, и ложится спать ночью. Помимо питания кровью он принимает кровавые ванны и спит тоже в крови.
Комментарий: Если что-то под мифами есть, это похоже на колдуна-вампира, использующего кровь для каких-то ритуалов.
Россия - Upyr/УпырьОписание: Простой русский вампир с металлическими зубами, который, как и его польский коллега Упиер, живет днем, а ночью ложится спать. Похож на простого человека, может скрываться среди людей. Предпочитает кровь детей, но не побрезгует и родителями. После выпивания крови иногда разрывает тело жертвы и съедает сердце.
Комментарий: Это существо может быть как биологическим оружием, так и просто маньяком или Еретиком (см. выше)
Украина - Upir/УпирьОписание: Еще один вампир, «однокоренной» в названии с польскими и российскими коллегами. Помимо питания кровью людей, замечен в поедании рыбы.
Комментарий: Раз ест рыбу – значит, точно не дух. Ну а вампир он или маньяк-Еретик, неизвестно.
Арабские страны – Ghoul/Гуль/Гхол и Algul/АльгульОписание: Восточные монстры-оборотни, охотящиеся за одинокими путниками. Разрывают жертв на части и пожирают. Альгули – более сильные модификации Гулей, могут напасть на небольшой караван. Живут на кладбищах и близ могильных курганов. За неимением «свежатинки» питаются трупами.
Комментарий: Вполне реальные не-мертвые монстры. Скорее всего какие-то модифицированные зомби.
Китай – Прыгающие умертвияОписание и комментарий: Это, по-сути, те же нежить-трупоеды, что и Гули в арабских странах. Только еще с возможностью заражения вампиризмом людей. Такие существа, способные превращать людей в себе подобных – страшная сила.
Австралия – Yara-ma-yha-who / Яра-ма-йха-хуОписание: Легенды австралийских аборигенов описывают Яра-ма-йха-ху как человекоподобное существо ростом в 125 сантиметров, с красной кошей и огромной головой. Большую часть своего времени Яра-ма-йха-ху проводит на деревьях. На жертву, проходящую под таким деревом, Яра-ма-йха-ху прыгает и намертво прикрепляется к телу небольшими присосками, которые покрывают пальцы его рук и ног, высасывая кровь из жертвы до тех пор, пока она настолько не ослаблеет, что уже не сможет двигаться. Затем это существо отпускает жертву и оставляет ослабленного на некоторое время человека лежать в лесу, но потом возвращается. Так как зубов у этой твари нет, она целиком проглатывает человека, чтобы тут же его выблевать обратно. Такая экзекуция происходит много раз в течение продолжительного времени, после чего жертва сама превращается в Яра-ма-йха-ху.
Комментарий: Такое подробное описание и все признаки биологического существа говорят в пользу реальности этой вампира. Единственное, не очень понятно, как таких существ можно использовать в военных целях. Разве что в партизанских войнах или для наведения жути, как и африканский Асабосам.
Дракула
Отдельного упоминания достоин фольклорный «предводитель» нечисти, граф Дракула. Следует сразу развеять миф о его непосредственном отношении к этой вампирской теме. Вампиром его сделал ирландский писатель Брэм Стокер, который, собирая мифы и легенды средневековой Европы на рубеже XIX-XX веков, искал некий злодейский исторический образ, со звучным именем, который подошел бы главному антигерою его романа. Такой образ он нашел.
Влад III Дракула, а в дальнейшем Цепеш (перевод на румынский турецкого названия Казыклы, что означает «сажатель на кол») был во второй половине XV века господарем (воинствующим государем) Валахии – современной южной Румынии, – раздираемой как внутриполитическими конфликтами, так и находящейся под постоянной угрозой турецкого завоевания. Судьбу его легкой не назовешь. Отец Влада, Влад II входил в созданный венгерским королем Сизигмундом I Люксембургом рыцарский Орден Дракона – наследник Ордена Дракона святого Георгия Победоносца, созданный сербским князем Милошем Обиличем почти за век до Цепеша, целью которого было убийство турецкого султана Мурада I. В Орден Дракона, созданный Сизигмундом, входило первоначально 22 рыцаря, среди которых были властители некоторых европейских держав. Орден был создан как очередная попытка разваливающейся Европы объединиться перед лицом общего врага – Турции. Собственно, второе имя Влада II, перешедшее затем его сыну – Дракул – обозначало просто-напросто «дракон». Окончательно прилепилось имя к господарю Валлахии, когда тот начал чеканить собственные монеты с драконом – символом Ордена. А так как Дракон на румынском языке очень созвучно со словом Дьявол (отличается всего одна буква), имя Влада III, с гордостью принявшего орденский титул отца, приобрело своеобразный жутковатый колорит в глазах как современников, так и потомков.
Справлялся Орден так себе, европейским правителям постоянно приходилось идти туркам на уступки. Так, в результате очередного договора, в Турцию как заложник еще мальчишкой попал Влад III вместе со своим братом Раду. Из Турции, как говорили современники, Влад вернулся уже полным пессимистом-фаталистом, потерявшим веру в человеческое, доброе и вечное, как и веру в какую-то мировую справедливость. И, кстати говоря, именно в Турции будущий гроза турок насмотрелся на популярную в ту пору форму казни – посажение на кол. За время его вынужденного пребывания в стане врага отца Влада предательским образом сместили с трона и похоронили вместе с дядей еще живого. Влад, очевидно, еще пребывая в Турции, люто возненавидел страну своих захватчиков, а смерть отца наполнила его душу жаждой мщения предателям и ярким желанием навести, наконец, порядок в своей родной Валахии.
Турецкий султан, видимо, уверенный в показной лояльности Влада (никакой патетики «о дайте, дайте мне свободу!», только хладнокровное выжидание подходящего момента), после смерти его отца отправил юношу со свитой в Валахию, чтобы тот, будучи лояльным Турции, занял отцовский трон. Сразу сделать это не получилось, но через несколько лет, как только Влад взошел на валашский престол, он начал наводить порядок в своей вотчине железной рукой. Первым делом разобравшись с предателями отца, Цепеш стал поправлять разоренную войнами экономику Валахии, ограничивая возможности иностранных купцов и поддерживая отечественного производителя. За это его жутко невзлюбили те самые иностранные купцы, которые послужили активному делу распространения многочисленных очерняющих Влада слухов, дошедших до наших дней в виде жутковатых баек о Колосажателе. Политика его была проста – никакого воровства, обмана и полное подчинение государю. За любую провинность, даже самую малую, оценив эффективность этого вида казни, будучи заложником в Турции, Влад сажал на кол. При этом он, будучи пессимистичным фаталистом, не испытывал каких-то сложных чувств, будь то сострадание или, наоборот, упоение болью других. Это просто была очень действенная мера, и Цепеш использовал ее, чтобы раз и навсегда покончить с порочными чертами валашского общества. Например, он полностью искоренил воровство в своей стране. В современных странах такое трудно себе даже представить. На центральной площади столицы, по одной из легенд, несколько лет стояла золотая чаша, за которой никто не следил, но никто не решался ее украсть, т.к. все знали, что расследование будет скорым, а расправа безжалостной.
Влад за время своего недолгого правления успел сделать немало интересных вещей, о которых в рамках данной статьи я упоминать не буду – кому интересно, почитайте исследование историка М.Михая о Владе Цепеше по ссылке в конце статьи. Одно можно сказать с полной достоверностью – валашский народ его просто обожал, никаким вампиром никогда не считал, и до сих пор некоторые румынские жители, считающие свою родословную от Влада Дракулы, гордятся своим родством с великим царем-воеводой. Очернили же его недовольные иностранные купцы, которых он притеснял, поднимая экономику своей страны, завистники-бояре, недовольные жестким стилем управления господаря, и конечно турки, которым Влад принес в дальнейшем немало бед, пытаясь отстоять независимость маленькой, но свободолюбивой Валахии.
Про перипетии войны с Турцией, хитросплетения политических интриг того времени, доблесть и отвагу валашских витязей, про тактический гений Влада, позволявший ему практически в одиночку на равных сражаться с превосходящей более, чем в 10 раз армией противника, а так же про драматическое предательство союзников, заключение на 12 лет и таинственную гибель великого полководца и безжалостного правителя вы можете почитать по ссылке ниже или в иных источниках,. Здесь же я приведу некоторые истоки легенд о нечеловеческих способностях Цепеша и его витязей.
Во-первых, Влад никогда не организовывал регулярную армию, предпочитая сражаться в компании своей личной гвардии – доверенных валашских витязей. Во-вторых, от Цепеша не удавалось уйти никому – турки в крепостях и на поле брани не успевали сообщить товарищам о приходе беды, со всеми врагами валашская гвардия расправлялась быстро и хладнокровно, выслеживая прячущихся и догоняя сбегающих. В-третьих, во время вторжения 250-тысячной турецкой армии на территорию Валахии, помимо того, что туркам приходилось ступать по буквально выжженной земли – все колодцы были отравлены, все поля сожжены, все здания разрушены, а деревни кишели ловушками, – их патрульные отряды пропадали целиком, никакой серьезной разведки провести было невозможно. Во время ночных привалов турки с ужасом вслушивались в жуткий волчий вой вокруг лагеря, и хорошо, если это были обычные волки. Валашские воины вроде бы так подавали сигналы друг другу, но кто знает на самом деле? Во время же знаменитой Ночной Атаки, когда Влад с дружиной, переодетые в одежды турецких воинов и подавая турецкие знаки для запутывания противника, вторгся в лагерь врага, валашская конница пронеслась по нему вихрем практически без потерь (!), уничтожив около 30 тысяч турецких воинов разом.
Ну и, конечно, Влад Цепеш не даром получил свое прозвище «Колосажатель» - он умел наводить ужас на врагов. Сильно изможденная и подавленная турецкая армия повернула назад после открывшейся ей жуткой картины – несколько тысяч ранее пропавших без вести турецких воинов и военачальников торчало на кольях, представляя собой настоящий лес смерти и ужаса.
В легендах о Владе Дракуле, написанных, в основном, его недоброжелателями, безусловно, множество преувеличений, баек и откровенного вранья. Но факты остаются фактами – он силами только своей немногочисленной гвардии (около 30 тысяч человек) успешно противостоял врагу, превосходящему его армию по численности почти в 10 раз. А это говорит либо о невероятном тактическом гении Влада либо о неких особых способностях, делающих его с дружиной очень быстрой, невероятно сильной и совершенно неутомимой. У турок создавалось впечатление, что валашские витязи совсем не спали – днем они маневрировали, готовили ловушки и отлавливали патрульные отряды врага, а ночью постоянно терзали их жутким воем и регулярными атаками. А сам Влад всегда первым шел в бой и самостоятельно проводил разведку.
Послесловие
В этой статье я попытался как-то классифицировать существ под общим названием «вампиры», разобраться, кто из них просто духи или нечто другое, а кто действительно мог представлять из себя реальных чудовищ, появлявшихся в истории человечества и нагонявших жути на простых людей на много поколений вперед. Человеческая история, мифология изобилует упоминаниями всевозможной нечисти, но большинство из них относятся все-таки к духам. Множество имен и названий остались неназванными, так как информации очень мало. Даже те же упыри, казалось бы, самые что ни на есть вампиры, но в древнеславянских текстах встречаются крайне необычные и интересные упоминания того, что славяннские язычники в древности, еще до Перуна, поклонялись упырям и берегиням. Если про берегинь некоторые авторы сходятся во мнении, что это обозначение духов, то с упырями все не так ясно. Кто они такие были и почему им поклонялись? Быть может, упырь – просто обозначение предка, пращура, тогда, вроде бы, становится ясно, что это просто упоминание культа предков. Но почему тогда в дальнейшем этим словом стали обозначать встающего из могилы мертвеца, жаждущего человеческой крови, да еще и могущего обратить человека в себе подобного? В некоторых текстах говорится о целых селениях упырей, тогда на ум сразу приходит соответствие с греко-римскими Тимпаниос, вампирами, пытающимися сосуществовать с человеком.
Вампирский вопрос не так прост, как, впрочем, и вся история человечества. Когда-то что-то случается, это запоминает определенное количество людей, но потом текут столетия серых будней, и любое мало-мальски выбивающееся из привычного ритма жизни событие быстро обрастает мифами и легендами, превращаясь затем в сказки, страшилки у костра и фольклорное предание старожил. Человеку остается лишь фантазировать на этот счет, чем и занимаются миллионы людей, увлеченные вампирской тематикой. Магам же, желающим исследовать этот вопрос, предстоит нелегкая работа, как по поискам достоверных источников, упоминающих всевозможную нечисть, так и копание в собственных воплощениях на тему столкновений с чем-то, напоминающим искусственно созданных древними могущественными магами боевых монстров.
Источники:10.11.2016 Анадарес