Перейти к содержимому






Фотография

Выученная успешность

Написано Loan , 29 Июнь 2023 · 937 просмотров

...Может, и правда все, что вы тут говорили. Не удивлюсь. Лично я из тех, кто всегда готов к худшему. Так что не стану с вами спорить. Но все-таки одну вещь я должен сказать. Допустим, мы и впрямь увидели во сне или придумали деревья, траву, солнце, луну, и звезды и даже самого Аслана. Допустим. В таком случае вынужден заявить, что наши придуманные вещи куда важнее настоящих. Предположим, что эта мрачная дыра — ваше королевство — и есть единственный мир. В таком случае он поразительно жалкий! Смешно. И если подумать, выходит очень забавно. Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии. Так что спасибо за ужин, но если эти двое джентльменов и юная леди готовы, то мы немедленно покидаем ваш двор и побредем через тьму в поисках Надземья. Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир — такое скучное место, каким вы его описали...

Клайв Стейплз Льюис, "Серебряное кресло"


Листая паблики вконтакта, я наткнулся на интересный факт.

Оказывается, не существует никакой выученной беспомощности. Вернее, сам эффект есть, но его настоящая природа прямо противоположна.

Это выяснил Майер, один из соавторов того самого, первого труда, который и познакомил психологический мир с понятием «выученной беспомощности». Новые методы, позволяющие изучить активность мозга, показали, что там происходит на самом деле.

Майер и Селигман полагали, что живое существо по умолчанию, попав в неприятное положение, будет барахтаться, искать выход или хотя бы способы повлиять на происходящее. Но если оно уже приучено, что трепыхания не помогут, что контроля над ситуацией у него нет – оно сложит лапки и будет пытаться переждать, пока всё само собой устаканится. И так оно будет поступать и дальше – даже в тех случаях, когда вполне могло бы что-то изменить.

Обнаружилось, что всё наоборот.

По умолчанию в неприятной ситуации включается как раз модель «замереть и перетерпеть, вдруг само образуется». А вот активные трепыхания и поиски способов что-то изменить – это как раз и есть выученная реакция, которая включается в другом отделе мозга и подавляет врождённую пассивность.

Откуда она берётся? Из опыта успеха.

Попросту говоря, существо, которое уже справлялось раньше с трудностями, будет и дальше вести себя таким образом – оно убедилось, что это работает. Нужно больно щёлкнуть его по носу, показав бесполезность попыток, чтобы оно вновь вернулось к пассивности.

Когда Майер пришёл с этими результатами к своему бывшему соавтору Селигману, тот, поразмыслив, легко их принял. В конце концов, сам-то он сделал себе имя, пропагандируя позитивное мышление, и этому новые открытия никак не угрожали. Наоборот, они точно так же предписывали «учить успеху», нарабатывать уверенность, что ты сможешь с этим справиться.

И тут есть сразу два интересных следствия.

Если пассивность и беспомощность – наша естественная, врождённая, дефолтная реакция, то опыту успеха взяться попросту неоткуда. Ты при всём желании не получишь его своими силами, потому что, предоставленный сам себе, даже и не попытаешься решить задачу.

Единственный вариант, откуда может появиться опыт успеха – если тебе кто-то поможет. Не просто скажет, что задача решаема. Не просто покажет, как её решать. А ещё и даст волшебного мотивирующего пенделя, чтобы ты решил её самостоятельно, обретя понимание: «Я могу с этим справиться!». Желательно ещё и повторить процедуру несколько раз для закрепления навыка.

К успеху нужно приучать. И если ты успешен – скажи за это спасибо тем, кто тебя вовремя приучил. Без них не было бы и тебя, «селф-мейд мен».

И ещё.

Помните, был учёный, заявивший, что раскрыл тайну магического мышления?

В его опытах животные, оказавшиеся в ситуации, где у них не было контроля, придумывали себе навязчивые ритуалы, чтобы создать хотя бы его иллюзию.

Скептики-материалисты радостно подхватили эту идею. Религия и магия – заявили они – порождение человеческой беспомощности перед силами природы. Человек обманывал себя ритуалами, чтобы не оказаться перед лицом правды, чтобы не было необходимости принимать своё бессилие.

А теперь прибавляем к этому данные Майера.

Даже в мире, где скептики-материалисты правы, где магия не работает и не может работать, магическое мышление – это мышление вовсе не беспомощного человека. Наоборот, это мышление человека сильного, контролирующего свою жизнь, преодолевающего препятствия. Привыкшего к успеху.

Он отказывается возвращаться к врождённой пассивности даже там, где у него в самом деле нет ни власти, ни возможности повлиять на ситуацию. Он сохраняет уверенность в себе и ни на минуту не прекращает поисков хоть какого-то инструмента контроля.

И весьма часто его находит.

Нуждаев Александр
https://anairos.livejournal.com/276545.html



Политика конфиденциальности и обработки персональных данных


     Мобильная версия     Mobile version