1
Древнеегипетская ритуалистика
Написано
Evgeny (MSK)
,
29 Март 2016
·
1 604 просмотров
Нижеследующее описание древнеегипетского ритуала (вернее, по-преимуществу его внешней формы и "сопутствующих обстоятельств") навеяно общением с храмовым каналом. Каков источник этого описания - информация из самого канала, воспоминание прошлой жизни или нечто третье - я сказать затрудняюсь. Поэтому часто употребляемое в тексте слово "помню" - достаточно условно. Кроме того, не знаю, насколько описываемые практики были повсеместны - вполне возможно, что все это "причуды" какой-то отдельной школы.
Весь ритуал с чисто внешней точки зрения представляет перемещение его участников внутри храма под музыку, плюс передача друг другу различного рода предметов.
Важно, что перемещение происходило по определенному порядку, синхронизированному с музыкой и пением.Геометрия перемещения в рамках ритуала была достаточно строгой, сложной и красивой - люди двигались по четким линиям, и только доходя до определенных точек могли поменять направление движения (на полу для этого существовала разметка). Если посмотреть на эти перемещения сверху, то пожалуй, их можно было бы описать метафорой раскрытия - происходило постепенное нарастания сложности, движущаяся система становилась как бы более многомерной. Как правило, в начале ритуала одновременно могли двигаться 2-4 человека, ближе к концу - почти все. Увеличение количества одновременно перемещающихся людей было нелинейным - в один момент их могло быть двое, затем, после того, как они дошли до определенных точек, в движение приходило еще человек восемь, а на следующем такте - опять двое. Похожая логика применялась и к пению. В ходе ритуала происходило усвоение, интернализация алгоритма движения - если в начале движение были предписаны, то начиная с определенного момента люди начинали сами действовать по логике алгоритма (алгоритмы были разные), и ритуал становился творчеством. Это было как будто, участники ритуала начинали коллективно понимать какую-то сложную математическую формулу, скажем теорему Ферма.
Ритм ритуала задавал специальный струнный инструмент - к сожалению, его помню плохо. Хорошего игрока на этом инструменте было найти сложно, поэтому их работа ценилась весьма высоко, в отличие от большинства участников ритуала такой музыкант вполне себе мог участвовать в ритуалах разных храмов/жреческих школ. Если не удавалось найти хорошего музыканта, то экспериментировали с другими способами координации ритуала - случалось кому-то приходилось буквально дирижировать процессом. Эпизодически к ритуалу привлекались и другие инструменты.
Как ни странно, ритуальная одежда была по преимуществу темной с вставками желтого или золотого (похоже на напылением натурального золота), украшалась камнями - артефактами. Разные тона одежды предполагали разные роли в ритуале. У кого-то одежда почти полностью покрывала все тело, у кого-то значительные его части были обнажены. С чем было связано такое "неравенство" в одежде точно не скажу - возможно, руководствовались простой житейской логикой, что на молодое тело смотреть приятно, на старое - не очень
Из передаваемых предметов запомнился кувшин с водой, из которого участники начиная с определенного момента делали глотки. По-видимому этот процесс являлся частью технологии сонастройки группы и был прообразом "вкушения крови Христа" в известном христианском ритуале. Любопытно, что в кувшине была все таки вода, а не вино - по-видимому существовали какие-то технологии хранения и дезинфекции пресной воды.
Состав участников был вполне полиэтничным - разве что совсем негроидов не было. Помню, например, ребят очень похожих на современных эфиопов.
Весь ритуал с чисто внешней точки зрения представляет перемещение его участников внутри храма под музыку, плюс передача друг другу различного рода предметов.
Важно, что перемещение происходило по определенному порядку, синхронизированному с музыкой и пением.Геометрия перемещения в рамках ритуала была достаточно строгой, сложной и красивой - люди двигались по четким линиям, и только доходя до определенных точек могли поменять направление движения (на полу для этого существовала разметка). Если посмотреть на эти перемещения сверху, то пожалуй, их можно было бы описать метафорой раскрытия - происходило постепенное нарастания сложности, движущаяся система становилась как бы более многомерной. Как правило, в начале ритуала одновременно могли двигаться 2-4 человека, ближе к концу - почти все. Увеличение количества одновременно перемещающихся людей было нелинейным - в один момент их могло быть двое, затем, после того, как они дошли до определенных точек, в движение приходило еще человек восемь, а на следующем такте - опять двое. Похожая логика применялась и к пению. В ходе ритуала происходило усвоение, интернализация алгоритма движения - если в начале движение были предписаны, то начиная с определенного момента люди начинали сами действовать по логике алгоритма (алгоритмы были разные), и ритуал становился творчеством. Это было как будто, участники ритуала начинали коллективно понимать какую-то сложную математическую формулу, скажем теорему Ферма.
Ритм ритуала задавал специальный струнный инструмент - к сожалению, его помню плохо. Хорошего игрока на этом инструменте было найти сложно, поэтому их работа ценилась весьма высоко, в отличие от большинства участников ритуала такой музыкант вполне себе мог участвовать в ритуалах разных храмов/жреческих школ. Если не удавалось найти хорошего музыканта, то экспериментировали с другими способами координации ритуала - случалось кому-то приходилось буквально дирижировать процессом. Эпизодически к ритуалу привлекались и другие инструменты.
Как ни странно, ритуальная одежда была по преимуществу темной с вставками желтого или золотого (похоже на напылением натурального золота), украшалась камнями - артефактами. Разные тона одежды предполагали разные роли в ритуале. У кого-то одежда почти полностью покрывала все тело, у кого-то значительные его части были обнажены. С чем было связано такое "неравенство" в одежде точно не скажу - возможно, руководствовались простой житейской логикой, что на молодое тело смотреть приятно, на старое - не очень
Из передаваемых предметов запомнился кувшин с водой, из которого участники начиная с определенного момента делали глотки. По-видимому этот процесс являлся частью технологии сонастройки группы и был прообразом "вкушения крови Христа" в известном христианском ритуале. Любопытно, что в кувшине была все таки вода, а не вино - по-видимому существовали какие-то технологии хранения и дезинфекции пресной воды.
Состав участников был вполне полиэтничным - разве что совсем негроидов не было. Помню, например, ребят очень похожих на современных эфиопов.
Очень интересно! Тоже недавно "видел" египетский ритуал, где жрецы - мужчины и женщины в черно-золотом - двигались определенным образом. В руках несли кувшины, но не только с водой, а еще с каким-то ароматическим маслом. Подносили с двух сторон к большой статуе бога, выливали в некую специальную ванну и отходили.
С музыкой, пением и ритмом очень интересно, не встречался еще с таким.