1
Инициации
Написано
Korpah (MSK)
,
07 Июль 2021
·
2 277 просмотров
Источник: https://anairos.live...com/183552.html
Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой разновидности магии.
Это слово «паредрос».
Буквально оно значит «сидящий рядом» и может переводиться как «помощник», «ассистент». В Афинах паредросами назывались официальные лица, помогавшие избранным правителям – архонтам. Но в гоэтии у него совсем другой смысл.
В греческих магических папирусах есть особенные рецепты: адепт обращается к божеству, заклиная даровать ему сверхъестественного помощника. Слово «паредрос» в разных текстах обозначает и само заклинание, и божество, и помощника (который иногда оказывается призраком или даже восставшим мертвецом – боги, знаете ли, разные бывают).
Этих рецептов несколько, и большинство устроены одним и тем же образом.
В одном из них адепт призывает Исиду. Та должна явиться в облике прекрасной девы, но, когда он называет её имя и произносит должное заклинание, дева немедленно превращается в старуху. Старуха даёт адепту клятву верности, после чего происходит нечто необычное. Адепт должен проститься с богиней, и та – по-прежнему в облике прекрасной девы – исчезает, а вот старуха остаётся, становясь помощником-паредросом. Чтобы отпустить и её, когда надобность в её услугах отпадает, есть особый ритуал.
Примерно то же случается и в других подобных ритуалах. Колдовская сила, которую призывает практик, исходит, как правило, от богов, но принимает облик демона, или призрака, или ещё чего-нибудь в том же духе, и именно в таком качестве пребывает с адептом до конца их соглашения.
Можно сказать, что паредрос – нечто вроде отпечатка, оставленного божеством на человеке, частица силы, перешедшая от бога к адепту при их контакте. Образ, созданный ритуалом – интерфейс доступа к этой силе.
Магия паредроса, насколько я сейчас это вижу, оказывается где-то посередине, соединяя черты обоих направлений, но отличаясь от них некоторыми важными деталями.
Легко заметить, что это представление, не слишком изменившись, перекочевало в демонологию Нового времени.
Тогда некоторые тоже считали, что ведьма, присягнув на верность дьяволу, получает от него подручного демона, который с этого момента творит для неё чудеса. Его называют «знакомцем» (по-латыни фамилиаром), и он чаще всего имеет облик животного – например, чёрного кота.
В европейских гримуарах тоже часто встречается эта схема: маг обращается вначале к Богу, затем к одному из ангельских или демонических князей, а затем уже, их совместным авторитетом, заклинает присланного к нему духа.
Правда, паредрос, в отличие от них всех, не столько слуга, сколько покровитель. Адепт ни на секунду не забывает, что перед ним – могущественное существо, присланное волей ещё более могущественного бога. Так что обращаться с помощником некоторые рецепты советуют не то что уважительно, а даже почтительно.
Но самое интересное тут другое.
По меньшей мере два рецепта из папирусов гласят: если всё сделано правильно, и бог услышал твои мольбы, ты увидишь звезду, которая сойдёт с неба, пронесётся над землёй и остановится над крышей твоего дома.
Такие описания встречаются не только там. Звезда, сошедшая с неба и остановившаяся над неким местом – распространённая форма явления божества в эллинистическом мире.
Думаю, вы уже вспомнили, где ещё видели этот образ. Правильно, в евангелии от Матфея. Лишнее подтверждение, что оно изначально было написано грекоязычным автором, а не является переводом с арамейского оригинала.
Но зачем вообще нужен паредрос? Чего с его помощью можно достичь – учитывая, что в магических папирусах и без того есть рецепты для самых разных надобностей?
Не так уж мало, как оказывается. Паредрос – сила, которая всегда с тобой, с ним ты можешь творить чудеса, не прибегая к церемониям и ритуалам.
Разные руководства не скупятся на описание этих чудес. Конкретные перечни разнятся, но один сразу же показался мне весьма знакомым. Паредрос может исцелять больных и изгонять злых духов, воскрешать мёртвых и убивать твоих врагов, разрушать стены и разбивать оковы, нейтрализовать яды и даровать знания.
И если он и вам показался знакомым, то тоже не случайно. Это практически полный набор того, что делают ученики Христа в канонических Деяниях апостолов.
Деяния – книга Нового завета, где чаще других упоминается Дух Святой (или просто Дух, но по контексту понятно, что именно этот). И это же книга, где подробнее других рассказывается о чудесах.
Если чудеса, творимые самим Христом, можно списать на проявление его божественной природы, и в целом они лежат в общем русле еврейских представлений о «человеке Божьем», то здесь перед нами самая настоящая христианская гоэтия.
Апостолы получают свой паредрос – Духа Святого – во время общей молитвы в сионской горнице. С шумом и громом на дом нисходит небесный огонь, и языки его осеняют каждого апостола. С этого момента все они могут делать то, что мы только что перечислили: исцеляют больных, воскрешают мёртвых, не боятся змей, чудесным образом освобождаются от оков, а своих врагов карают то слепотой, то сразу смертью.
Когда апостол Пётр проходит по улицам, фанаты кладут больных вдоль дороги, чтобы хотя бы тень чудотворца упала на них. И это не преувеличенное почтение, а вполне себе магический ритуал.
Тень у многих народов считалась душой или её проявлением. В некоторых культурах Юго-Восточной Азии простолюдина, чья тень упала на самодержца, казнили на месте. Вонзить в тень нож или гвоздь – разновидность порчи, связывающих чар.
Один из ритуалов обретения паредроса «создаёт» его... из собственной тени адепта. Это тень должна стать чудесным помощником и получить особую силу.
Кое-кто из христианских апологетов – те, кто, вопреки обыкновению, разбирался в магических традициях империи – смущённо писали об этом моменте, что он «чрезвычайно напоминает магию».
Для автора Деяний христианские чудеса явно не были чем-то качественно отличным от языческой магии. Наоборот, апостолы побеждают всех, потому что их магия сильнее и правильнее. Их паредрос исходит от истинного Бога, а потому он могущественнее всех прочих. И взаимодействуют они с ним тоже правильно – не пытаются приказывать, а обращаются с просьбами или попросту предоставляют ему действовать по собственному усмотрению.
Церемониальная магия – адепт общается с невидимым миром особыми словами, символами, образами, оставаясь в то же время по свою сторону границы.
Ведовство, шаманизм, другие подобные традиции – адепт становится одержимым, впуская силу в себя и позволяя ей действовать через него и вместе с ним.
Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой разновидности магии.
Это слово «паредрос».
Буквально оно значит «сидящий рядом» и может переводиться как «помощник», «ассистент». В Афинах паредросами назывались официальные лица, помогавшие избранным правителям – архонтам. Но в гоэтии у него совсем другой смысл.
В греческих магических папирусах есть особенные рецепты: адепт обращается к божеству, заклиная даровать ему сверхъестественного помощника. Слово «паредрос» в разных текстах обозначает и само заклинание, и божество, и помощника (который иногда оказывается призраком или даже восставшим мертвецом – боги, знаете ли, разные бывают).
Этих рецептов несколько, и большинство устроены одним и тем же образом.
В одном из них адепт призывает Исиду. Та должна явиться в облике прекрасной девы, но, когда он называет её имя и произносит должное заклинание, дева немедленно превращается в старуху. Старуха даёт адепту клятву верности, после чего происходит нечто необычное. Адепт должен проститься с богиней, и та – по-прежнему в облике прекрасной девы – исчезает, а вот старуха остаётся, становясь помощником-паредросом. Чтобы отпустить и её, когда надобность в её услугах отпадает, есть особый ритуал.
Примерно то же случается и в других подобных ритуалах. Колдовская сила, которую призывает практик, исходит, как правило, от богов, но принимает облик демона, или призрака, или ещё чего-нибудь в том же духе, и именно в таком качестве пребывает с адептом до конца их соглашения.
Можно сказать, что паредрос – нечто вроде отпечатка, оставленного божеством на человеке, частица силы, перешедшая от бога к адепту при их контакте. Образ, созданный ритуалом – интерфейс доступа к этой силе.
Магия паредроса, насколько я сейчас это вижу, оказывается где-то посередине, соединяя черты обоих направлений, но отличаясь от них некоторыми важными деталями.
Легко заметить, что это представление, не слишком изменившись, перекочевало в демонологию Нового времени.
Тогда некоторые тоже считали, что ведьма, присягнув на верность дьяволу, получает от него подручного демона, который с этого момента творит для неё чудеса. Его называют «знакомцем» (по-латыни фамилиаром), и он чаще всего имеет облик животного – например, чёрного кота.
В европейских гримуарах тоже часто встречается эта схема: маг обращается вначале к Богу, затем к одному из ангельских или демонических князей, а затем уже, их совместным авторитетом, заклинает присланного к нему духа.
Правда, паредрос, в отличие от них всех, не столько слуга, сколько покровитель. Адепт ни на секунду не забывает, что перед ним – могущественное существо, присланное волей ещё более могущественного бога. Так что обращаться с помощником некоторые рецепты советуют не то что уважительно, а даже почтительно.
Но самое интересное тут другое.
По меньшей мере два рецепта из папирусов гласят: если всё сделано правильно, и бог услышал твои мольбы, ты увидишь звезду, которая сойдёт с неба, пронесётся над землёй и остановится над крышей твоего дома.
Такие описания встречаются не только там. Звезда, сошедшая с неба и остановившаяся над неким местом – распространённая форма явления божества в эллинистическом мире.
Думаю, вы уже вспомнили, где ещё видели этот образ. Правильно, в евангелии от Матфея. Лишнее подтверждение, что оно изначально было написано грекоязычным автором, а не является переводом с арамейского оригинала.
Но зачем вообще нужен паредрос? Чего с его помощью можно достичь – учитывая, что в магических папирусах и без того есть рецепты для самых разных надобностей?
Не так уж мало, как оказывается. Паредрос – сила, которая всегда с тобой, с ним ты можешь творить чудеса, не прибегая к церемониям и ритуалам.
Разные руководства не скупятся на описание этих чудес. Конкретные перечни разнятся, но один сразу же показался мне весьма знакомым. Паредрос может исцелять больных и изгонять злых духов, воскрешать мёртвых и убивать твоих врагов, разрушать стены и разбивать оковы, нейтрализовать яды и даровать знания.
И если он и вам показался знакомым, то тоже не случайно. Это практически полный набор того, что делают ученики Христа в канонических Деяниях апостолов.
Деяния – книга Нового завета, где чаще других упоминается Дух Святой (или просто Дух, но по контексту понятно, что именно этот). И это же книга, где подробнее других рассказывается о чудесах.
Если чудеса, творимые самим Христом, можно списать на проявление его божественной природы, и в целом они лежат в общем русле еврейских представлений о «человеке Божьем», то здесь перед нами самая настоящая христианская гоэтия.
Апостолы получают свой паредрос – Духа Святого – во время общей молитвы в сионской горнице. С шумом и громом на дом нисходит небесный огонь, и языки его осеняют каждого апостола. С этого момента все они могут делать то, что мы только что перечислили: исцеляют больных, воскрешают мёртвых, не боятся змей, чудесным образом освобождаются от оков, а своих врагов карают то слепотой, то сразу смертью.
Когда апостол Пётр проходит по улицам, фанаты кладут больных вдоль дороги, чтобы хотя бы тень чудотворца упала на них. И это не преувеличенное почтение, а вполне себе магический ритуал.
Тень у многих народов считалась душой или её проявлением. В некоторых культурах Юго-Восточной Азии простолюдина, чья тень упала на самодержца, казнили на месте. Вонзить в тень нож или гвоздь – разновидность порчи, связывающих чар.
Один из ритуалов обретения паредроса «создаёт» его... из собственной тени адепта. Это тень должна стать чудесным помощником и получить особую силу.
Кое-кто из христианских апологетов – те, кто, вопреки обыкновению, разбирался в магических традициях империи – смущённо писали об этом моменте, что он «чрезвычайно напоминает магию».
Для автора Деяний христианские чудеса явно не были чем-то качественно отличным от языческой магии. Наоборот, апостолы побеждают всех, потому что их магия сильнее и правильнее. Их паредрос исходит от истинного Бога, а потому он могущественнее всех прочих. И взаимодействуют они с ним тоже правильно – не пытаются приказывать, а обращаются с просьбами или попросту предоставляют ему действовать по собственному усмотрению.
Церемониальная магия – адепт общается с невидимым миром особыми словами, символами, образами, оставаясь в то же время по свою сторону границы.
Ведовство, шаманизм, другие подобные традиции – адепт становится одержимым, впуская силу в себя и позволяя ей действовать через него и вместе с ним.