1
Храм Гора в Эдфу: статья о храме
Написано
Loan
,
11 Апрель 2024
·
475 просмотров
Храм Гора, Эдфу. Египет 2022
Источник: https://kartazon.ru/...dfu-egipet-2022 (в сокращении)
Современный Эдфу – это центр производства сахара и гончарных изделий, дружелюбный и оживленный провинциальный центр. Несмотря на то, что это сельскохозяйственный город, туризм приносит ему больше денег. В частности туристический базар, который все посетители должны преодолеть, чтобы добраться до храма Гора.
Храм Гора в Эдфу, построенный на возвышенности над Нилом, избежал разрушения во время его разливов. Храм является наиболее сохранившимся древним египетским храмом. Как считается это была одна из последних попыток масштабного храмового строительства в Египте.
Эдфу был известен в эллинистический период на греческом языке как Город Аполлона (Ἀπόλλωνος πόλις), а на латыни как Аполлонополис Магна, в честь главного бога Гора, который был идентифицирован греками как Аполлон.
Город Эдфу был поселением и кладбищем примерно с 3000 г. до н.э., и являлся культовым центром бога-сокола Гора из Бехдета (так же древнее название Эдфу).
Храм Гора возвышается над городом на западном берегу, в 53 км к югу от Эсны. Прогуливаясь по большим мрачным залам, посетителей охватывает чувство благоговения перед тайнами Древнего Египта. Хорошо сохранившиеся рельефы храма предоставили археологам много ценной информации о храмовых ритуалах и власти жрецов.
Двести лет назад храм был погребен по самую крышу под песком, щебнем и частью деревни Эдфу. Высота завала песка составляла 12 метров. Раскопки были начаты Огюстом Мариеттом в середине 19 века. Во время его раскопок здесь был найден текст, в котором говорится, что Имхотеп, великий зодчий III династии, построил в этом месте храм по плану, «упавшему с небес».
Считается что храм Гора, который можно видеть сегодня, это постройка Птолемеев. Начатый Птолемеем III (246–221 гг. до н. э.) 23 августа 237 г. до н. э. на месте более ранней и меньшей постройки Нового Царства, храм из песчаника был завершен примерно 180 лет спустя Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры VII.
По замыслу плана, соотношениям и масштабу, орнаментации он следует каноническим традициям архитектуры фараонов, вплоть до дизайна египетских одеяний, в которые одеты греческие фараоны, изображенные на рельефах храма. Хотя он намного современнее, чем культовые храмы в Луксоре или Абидосе, его превосходная сохранность помогает заполнить многие исторические пробелы; по сути, это 2000-летний пример архитектурного стиля, который уже был архаичным во времена Птолемеев.
За римским маммиси (домом рождения), украшенным красочной резьбой, массивный пилон (ворота) высотой 36 м охраняют две огромные и великолепно сделанные гранитные статуи Гора в образе сокола.
Стены пилона украшены колоссальными рельефами Птолемея XII Неоса Диониса, который держит своих врагов за волосы перед Гором и собирается размозжить им черепа; это классическая поза “всемогущего фараона” со времен Нармера, пропагандирующая власть царя Египта.
За этим пилоном находится Двор Подношений, окруженный с трех сторон 32 колоннами, каждая из которых имеет разные цветочные капители. Стены украшены рельефами, прямо у входа: «Праздник прекрасной встречи» – встреча Гора из Эдфу и Хатор из Дендеры, которые каждый год посещали храмы друг друга и после двух недель великого празднования плодородия , волшебным образом объединялись.
Второй набор статуй Гора в образе сокола из черного гранита когда-то стоял по бокам от входа в первый или внешний гипостильный зал храма, но сегодня осталась только одна статуя.
Внутри прохода во внешний гипостильный зал, слева и справа, две небольшие камеры: одна справа была храмовой библиотекой, где хранились ритуальные тексты; и слева находится “Дом Утра” – зал очищения, ризница, где хранились свежевыстиранные одежды и ритуальные вазы со священной водой. Сам зал имеет 12 колонн, а стены украшены рельефами основания храма Фараонами.
Внутренний гипостильный зал также имеет 12 колонн, а в верхней левой части зала находится, пожалуй, самое интересное помещение этого храма: храмовая лаборатория. Здесь тщательно варились и хранились все необходимые рецепты духов, мазей и благовоний, а их ингредиенты перечислены в барельефах на стенах.
По обеим сторонам зала дверные проемы ведут в узкий Проход Победы, который лежит между храмом и его массивными ограждающими стенами. Эта узкая галерея украшена сценами, которые представляют огромную ценность для египтологов, пытающихся понять природу древних храмовых ритуалов. Рельефы здесь показывают драматическую реконструкцию битвы между Гором и Сетом на ежегодном Фестивале Победы. На протяжении всего конфликта Сет показан в виде бегемота. Он изображен в крошечном размере, что делает его менее опасным. В кульминации драмы показано, как священники разрезают торт в форме бегемота и едят его, чтобы полностью уничтожить Сета.
Вернувшись во внутренний гипостильный зал, через большой центральный дверной проем попадаем в Зал для Подношений или Первую прихожую, в которой есть алтарь, где ежедневно оставлялись подношения фруктов, цветов, вина, молока и других продуктов.
С западной стороны 242 ступени ведут на крышу, откуда открывается красивый вид на Нил и окружающие поля. Возможно, придется заплатить охраннику немного бакшиша, если вы хотите подняться сюда.
Вторая прихожая открывает доступ к святилищу Гора, в котором до сих пор находится алтарь из полированного гранита, в котором когда-то находилась золотая культовая статуя Гора. Эта статуя, созданная во время правления Нектанеба II (360–343 гг. до н. э.), повторно использовалась Птолемеями в их новом храме.
Вокруг святилища Гора расположены меньшие святилища других богов, в том числе Хатхор, Ра и Осириса, а в самом конце — современная копия деревянной барки, на которой статую Гора выносили из храма процессией во время торжеств. Названия этих меньших святилищ очень красочны: “Зал Божественных Тронов”, “Зал Распростёртых Крыльев”, а небольшой алтарь, стоящий в одном из помещений, называется “Великий Трон Рассылающего Солнечные Лучи”.
На восточной стене ограждения ищите остатки нилометра, который измерял уровень реки и помогал предсказывать будущий урожай.
Проект "Эдфу"
В 1986 году профессор доктор Дитер Курт из Гамбургского университета инициировал долгосрочный проект, посвященный полному переводу иероглифических надписей храма Эдфу в Верхнем Египте (Храм Гора), который соответствует требования как лингвистики, так и литературоведения. Кроме того, исследование включает в себя все внутренние параллели, соответствующую литературу и анализ систематики украшений храма. Также составлены комплексные аналитические индексы, полезные для исследователей смежных дисциплин, и грамматика греко-римских храмовых надписей.
Проект Эдфу, расположенный в Гамбургском университете, до 2001 года финансировался «Немецким исследовательским фондом». С 2002 года за проект Эдфу отвечает Академия наук Геттингена, в настоящее время финансируется «Программой академий».
Исследовательский отдел до сих пор работает в Гамбургском университете. Перевод надписей пилона (ворот), включая транскрипции и комментарии, был опубликован в 1998 г. (Эдфу VIII). В 2004 г. последовал перевод надписей внешней поясной стены (Эдфу VII), некоторые из которых ранее не публиковались. В самой последней публикации, выпущенной в 2014 г., приводится перевод надписей внутренней стороны поясной стены (Эдфу VI). Надписи открытого двора и его колонн (Chassinat, Edfou V-VI) имеются в предварительном переводе.
Сам храм Гора в Эдфу, отстроенный во времена Птолемеев, стоит на месте более старого храма, о чем свидетельствовали сами династические египтяне. В одном из боковых святилищ находится вход в поземную крипту, которая скорее всего осталась от предыдущей постройки. Стены крипты и способы кладки блоков полностью соответствуют мегалитической кладке, встречающейся в других областях Египта (Осирион, Гиза и тд.)
Другой важной частью пазла исчезнувшей цивилизации предтечей являются так называемые «Тексты Строителей», вырезанные на стенах храма. В этих сложных для восприятия текстах говорится о войнах Первого Времени (Зеп Тепи), времени, когда боги воздвигли первый храм на образовавшейся суши после «потопа». Эти боги прибыли с некоего острова, «родины первобытных». Все эти описания хорошо сходятся с параллелями Атлантиды и тем, что земли Египта были тогда дальними форпостами Острова.
Храмы Зеп Тепи. Анализ текстов храма Гора в Эдфу
Храм Эдфу в его нынешнем виде возводился в течение почти двух веков (между 237 и 57 годами до н. э.); однако в нем имеются элементы, относящиеся к эпохе Пирамид (например, внутренняя и внешняя западные ограждающие стены). Более того, подобно всем крупным храмам, он был построен «на освященной земле», и вокруг него витают тени древнего и великого прошлого.
На первый взгляд, «Тексты Строителей» — не более чем история собственно храма Эдфу вкупе с описаниями его комнат и залов, а также их ритуального назначения и важности. Однако при более внимательном рассмотрении в них выявляется подтекст, который, как показал И. Э. И. Реймонд из Манчестерского университета, свидетельствует «о существовании определенных мифологических событий… где основание, строительство и освоение этого исторического храма (Эдфу) интерпретируется, как имевшее место в мифическую эпоху. Этот исторически существующий храм провозглашается делом рук самих богов и сооружением мифической природы. Этот… указывает, по-видимому, на веру в то, что данный исторический храм является прямым продолжением и отражением мифического храма, который возник в самом начале мира…»
Ясно, что «начало мира» в текстах Эдфу является синонимом Первого Времени, известного также как «ранняя первобытная эпоха». В эту эпоху, как мы узнаем, «слова мудрецов» были записаны богом мудрости Тотом в книгу, где было зашифровано местонахождение ряда «священных курганов» вдоль Нила. Согласно текстам, эта утраченная книга именовалась «Перечень курганов ранней первобытной эпохи» и, как считали, содержала сведения не только обо всех малых «курганах», но также и о самом «Великом первобытном кургане», месте, где предположительно «начиналось время».
Здесь следует обратить внимание на ряд интересных моментов:
1. Профессор И. И. С. Эдвардс недавно связал «Великий первобытный курган» с природным обнажением скального грунта, которое, как известно, находится под Великой пирамидой и вписывается в нижние ряды ее кладки. По-видимому, это также свидетельствует в пользу связи между некрополем Гизы и Первым Временем, которую мы отмечали в части I.
2. «Мудрецов», которые упоминаются в «Текстах Строителей» Эдфу, было семеро. Их особая роль состояла в том, что они были «единственными божественными существами, которые знали, как создавать храмы и вообще святые места». Именно они были инициаторами строительства на «Великом первобытном кургане». Эта работа, в которой принимал участие и Тот, включала в себя разбивку и возведение первого «мифического» храма Первого Времени.
3. Сооружение, воздвигнутое под руководством семи мудрецов, именовалось хвт — нтр, что означает «дворец бога»: «Воздвигнутый быстро» именовали его люди. Внутри него находится святилище, именуемое «Великий трон», и все его молельни обустроены, как положено».
4. Когда все эти работы были завершены, «мудрецы обеспечили волшебную защиту (сет мдв) этого места».
5. Из всех древнеегипетских текстов упоминания о «семи мудрецах» сохранились до наших дней лишь в «Текстах Строителей» Эдфу. Может быть, поэтому египтологи мало внимания уделяли личности этих существ, признавая лишь, что они, видимо, играли определенную роль «в более широкой и более общей теории, касающейся происхождения священных территорий и их храмов». По нашему же мнению, в контексте, в котором мудрецы описаны в текстах, имеется кое-что примечательное.
Здесь явно доминируют образы «потопа», «первобытные воды» которого, отступая, обнажают постепенно «Великий первобытный курган». Это весьма напоминает вершину горы, на которой осел Ноев ковчег после библейского потопа, а также древневавилонское предание о «семи мудрецах», которые «жили до наводнения» и построили стены священного города Урук. И случайно ли в индийском предании фигурируют семь мудрецов — риши, которые пережили потоп, дабы сохранить и передать грядущим поколениям мудрость допотопного мира?
И всегда мудрецы появляются в облике просветителей, спасшихся от катаклизма, который стер все с лица земли, после чего они начинают с нуля на заре новой эры, которую в Древнем Египте называли Первым Временем. Как отмечают в своем блестящем исследовании текстов Эдфу Реймонд:
«Первая эра, известная нам по основным источникам, была периодом, который начинался с того, что существовало в прошлом. Основной смысл текста состоит в том, что древний мир, будучи построен, был затем разрушен; затем этот мертвый мир стал фундаментом нового созидательного периода, который первоначально был посвящен воссозданию, воскрешению того, что некогда существовало в прошлом».
Согласно текстам Эдфу, семь мудрецов и прочие боги прибыли с некоего острова, «родины первобытных». Как отмечалось выше, тексты настойчиво утверждают, что явлением, погубившим остров, было наводнение. Они также говорят, что он погиб внезапно, и большинство его «божественных обитателей» утонули. Прибыв в Египет, немногие уцелевшие стали «богами-строителями, которые всем заправляли в первобытную эпоху, владыками Света… призраками, предками… которые взрастили богов и людей… старшими, которые возникли в самом начале, которые освещали эту землю, когда вместе ступали по ней».
Этих удивительных существ вовсе не считали бессмертными. Напротив, выполнив свои задачи, они умерли, и их место заняли их дети, совершив положенный ритуал погребения. Таким вот образом, подобно «последователям Гора», поколения «богов-строителей», «мудрецов», «призраков», «владык Света», описанных в текстах Эдфу, могли постоянно обновляться, передавая в будущее традиции и мудрость, которые коренились в предыдущей эре. Таким образом, сходство между «старшими» из Эдфу и Шемсу Гор из преданий Гелиополиса так велико, что трудно избежать вывода, что оба эпитета, равно как и многие другие, описывают одно и то же призрачное братство.
Это впечатление подкрепляется постоянными ссылками в текстах Эдфу на «мудрость мудрецов» (кстати, это свойство было одной из основных характеристик последователей Гора) и неоднократным подчеркиванием того, что их особым даром было знание — которое включало в себя архитектурные познания, но ими не ограничивалось. Аналогичным образом, о мудрецах говорится, что именно они разработали планировку и конструкцию всех будущих храмов; та же роль в других текстах приписывалась «последователям Гора». Например, в храме Дендеры (чуть севернее Эдфу) имеются собственные тексты строителей, которые гласят, что «великий план», которому следовали его строители, был «записан в древних писаниях, которые дошли от последователей Гора».
Грэм Хэнкок, Роберт Бовал. "Загадка Сфинкса"
Остров Богов. Сотворение Мира
В городе Эдфу, расположенном в 87 километрах к югу от Луксора, сохранились развалины древнего храма. Это величественное сооружение, построенное во времена правления Птолемея III из царской эллинистической династии, которая была основана после триумфального вступления Александра Македонского в Египет в 332 году до нашей эры. Документы свидетельствуют, что строительство храма началось в 237 году до нашей эры, а закончили его лишь в 57 году до нашей эры.
Вырезанные на его каменных стенах надписи свидетельствуют о том, что этот храм заменил гораздо более древнее сооружение, возведенное в соответствии с божественным планом, «спущенным на землю с небес около города Мемфиса». Примечательно, что главными его архитекторами были Имхотеп — уроженец Мемфиса и верховный жрец Гелиополя — и его отец Канефер. Они объединили свои знания и опыт, чтобы построить первый династический храм времен правления фараона Третьей Династии Джосера, для которого Имхотеп в 2678 году до нашей эры построил ступенчатую пирамиду в Саккаре.
Но даже если верить древним легендам, происхождение города Эдфу, когда-то игравшего важную роль в истории страны, связано с таинственными Шемсу-Гор, или «последователями Гора», которые, как утверждалось, основали в этом месте культовый центр в честь Гора из Бехдета, столицы Нижнего Египта, задолго до эпохи фараонов. В религиозной литературе Древнего Египта их называли кузнецами богов, изготавливавшими оружие, которое помогло их вождю добиться подавляющего превосходства.
Предания, повествующие о том, что в этих местах когда-то жили Шемсу-Гор, могут оказаться очень важными для понимания жемчужины в короне Эдфу — так называемых Текстов Строителей, которыми украшены целые стены в различных частях сохранившегося храма эпохи Птолемеев.
Впервые я узнал о существовании документов из Эдфу в 1985 году. Американский писатель Джозеф Джошманс, специализирующийся на загадках древности, преподносил их как свидетельство существования в Египте цивилизации еще до Всемирного потопа, и его гипотеза заставила меня прочесть удивительную книгу доктора И. Э. И. Реймонд «Мифические корни египетской церкви». Будучи египтологом, она стала одним из первых специалистов, которые уловили глубокий смысл текстов Эдфу и поняли, что они содержат свидетельства существования в Египте странного мира в далекие времена, которые можно назвать первобытной эпохой.
Многочисленные тексты Эдфу отличаются большим разнообразием, и совершенно очевидно, что большая часть их содержания почерпнута из нескольких не дошедших до нашего времени книг, таких, как приписываемый богу Тоту «Перечень курганов ранней первобытной эпохи», «Священная книга ранней первобытной эпохи богов» и другие. Все эти необыкновенно древние работы начинаются с описания того, как из первородных вод Нун медленно поднимается священный остров, аналог первозданного холма в традиции Гелиополя. Считается, что это произошло во времена «первого события» — так Реймонд интерпретирует египетское выражение зеп menu, или Первое Время.
Первозданный холм, называвшийся также Остров Яйца, был окружен «каналом», а на краю этого водоема находилось «поле тростника» и священная территория, называвшаяся Ветджесет-Нетджер (иногда Ветджесет-Хор). Здесь были установлены колонны, или столбы, джед, которые служили жилищами первых обитателей этих земель, которых, как утверждается, было 60. Во главе этих таинственных существ стояла группа лиц, называвшихся Соколсши-Джерти, или Мудрецами, которыми правила загадочная фигура бога Пена, или просто «Этого».
Другие группы обитателей мира также имели свои имена, например Ка, Летающая Ба и Гетер-гер. Эти безликие формы, как утверждается, возникли из собственного семени в те времена, когда остальной мир еще не существовал. Самым удивительным в этом странном собрании существ можно считать то, что они считались предшественниками нетеру , богов Великой и Малой Эннеады, стоявших на высшей ступени в теологии Гелиополя.
В текстах из Эдфу подробно рассказывается о событиях, происходивших на Острове Яйца и в Ветджесет-Нетджер, называвшихся «родиной» и ставших ареной жестокого конфликта, приведшего к гибели первого мира. Враг появился в образе змеи, известной под именем Великий Прыгун. Она напала на божественных обитателей священной земли, защищавшихся при помощи оружия, носившего название Полное Око, которое поднималось с острова и вызывало разрушения по воле своих владельцев.
В текстах не приводится никакого объяснения этого загадочного названия, хотя Реймонд считает, что это «центр света, освещавшего остров». Вследствие массовых разрушений все первые обитатели мира погибли, и все вновь погрузилось во тьму, как до момента сотворения Вселенной. Смерть и разрушения были везде — этот факт подтверждается другими названиями Острова Яйца, такими, как Остров Битвы, Остров Вторжения и, наконец, Остров Мира.
После жестокого столкновения со змеей еще более важные превращения произошли с самим островом. Среди вечной тьмы, вновь окутавшей мир, он на время погрузился в первородные воды Нун, а затем вновь появился на поверхности, но уже под именем Преисподней Души. Кроме того, его называли Местом Первого События — в память о смерти Соколов-Джерти и их вождя бога Пена, или Этого, которых теперь называли «духами» и Предками Первого События.
В текстах говорится, что единственным «реликтом» первого периода Вселенной, сохранившимся после катастрофы, является одна колонна джед, расположенная на Поле Тростника у берегов вод Нун. Впоследствии ее заменили новым «насестом», или джебой, который стал центром нового этапа творения, когда появилось второе поколение божественных обитателей острова. Среди них была влиятельная группа существ — Шебтиу, — во главе их стояли Ва и Аа, которых называли «Владыки Острова Вторжения». Еще одна группа из восьми Шебтиу — аналогичная восьми богам Огдоады из фиванского мифа творения — носила такие загадочные титулы, как «Далекий», «Мореплаватель» и «Мощногрудый Владыка, творящий избиения, Дух, живущий на крови».
Помимо этих богов в Ветджесет-Нетджере жили и другие могущественные божества, такие, как бог Птах-Танен и его «Дети Танена», а также загадочное существо по имени Сокол, носившее титул «Господина насеста» и «Крылатого». Ему подчинялась еще одна группа богов, которых называли «команда Сокола». Общее название этих первых богов было Старейшие, или Древнейшие, — именно отсюда ведут свое происхождение термины «древние боги» и «древняя культура», использующиеся для обозначения египетской божественной расы.
Боги, принадлежавшие ко второму поколению и получившие название нетеру, стали новыми правителями Ветджесет-Нетджера. Кроме того, они считались «живущими божествами», которые «жили вместе с Ра». Это первая ассоциация с солнечным культом Гелиополя.
Шебтиу и другие боги начали строить некое «убежище» на берегу священного озера рядом с Ветджесет-Нетджером. Вслед за этим появился первый храм, Дом Ветджесет-Нетджер, который также назывался Великим Троном, или Храмом Сокола (древние египтяне, похоже, были одержимы идеей присваивать одному и тому же объекту разные названия и титулы). Согласно текстам Эдфу это величественное здание стояло на просторной площадке, внутри которой была огорожена еще одна площадка, то есть непосредственно храм.
Подробно указывались и размеры сооружения — «30 локтей с запада на восток и 20 локтей с юга на север». Перед святилищем располагался большой внутренний двор, вдоль двух сторон которого находились меньшие по размерам постройки. Действительно ли в незапамятные времена в Эдфу существовали эти здания? Что с ними стало и где именно они могли быть расположены?
Через некоторое время поднимавшаяся вода стала угрожать Острову Вторжения, в результате чего первый Дом Ветджесет-Нетджер был поврежден или разрушен. Затем случилось нечто удивительное. По совету бога Храма Шебтиу боги Ва и Аа вошли в загадочное место под названием «место, где земные вещи были наполнены властью» — еще одно название для окруженного водой острова, — и произнесли «магические заклинания», заставившие воду отступить.
Для этой цели они, по всей видимости, использовали таинственные, обладавшие магической силой предметы ихт, или «реликты», которые хранились на острове. Затем — к такому выводу приходит Реймонд — Шебтиу, или Огдоады, просто «уплыли» в «другую часть первобытного мира, чтобы продолжить дело созидания».
Последующие стадии сотворения мира включали в себя постепенное совершенствование Храма Сокола, а на месте древней битвы — вероятно, той, в которой первые божественные обитатели мира были уничтожены змеей — было построено еще одно сооружение, Храм Солнца. Перед началом каждого нового этапа строительства проводились ритуалы освящения, которые исполняли Шебтиу при помощи магических «артефактов».
В церемониях также участвовали знакомые нам фигуры, такие, как боги Тот и Птах-Танен, богиня Сешет, бог Солнца Ра и восемь богов-строителей, известных под именем Огдоады (на самом деле это просто другое название Шебтиу). Следует, однако, отметить, что эти дополнительные фазы строительства не обязательно следует считать более поздними событиями, поскольку в текстах встречается много путаницы и повторений. Вполне возможно, они относятся к первым двум периодам творения.
По мере развития Вселенной божественных обитателей Ветджесет-Нетджера сменили Шемсу-Гор, или додинастические предки египетской расы, во главе которых стоял Гор из Бедхета. Они в свою очередь уступили место фараонам-Горам, в результате чего в 3100 году до нашей эры появилась Первая Династия египетских фараонов. Таким образом, мы с полным основанием можем предположить, что тексты Эдфу рассказывают о сотворении мира и о зарождении египетской цивилизации в эпоху Первого Времени.
Значение письменных источников Эдфу трудно переоценить, поскольку египетские жрецы, переписчики и художники, участвовавшие в увековечении этих мифов, считали их реальными событиями, предшествовавшими появлению их собственной цивилизации. Легенды о сотворении мира не только составляли основу их мифов и обрядов, но также оказывали влияние на внешний вид и конструкцию храмов, памятников и на церемонии их освящения. Все эти сооружения рассматривались как точные копии тех, которые были построены божественными предками в первобытную эпоху.
Эндрю Коллинз. "Боги Эдема"