Питер Тиль (тот парень, что создал paypal) в книге Zero to One приводит прекрасный пример вопроса для определения степени самостоятельности мышления.
В оригинале вопрос сформулирован так: "What important truth do very few people agree with you on?". В общем, собеседник должен привести пример суждения, которое удовлетворяет трем критериям 1) оно истинно (по крайней мере, по мнению собеседника) 2) очень немногие люди разделяют это суждение 3) это суждение нетривиально, т.е. факт его истинности или ложности является значимым
По свидетельству Тиля люди дают, как правило, плохие ответы на это вопрос (например, "образовательная система остро нуждается в реформе" - что, возможно, является правдой, но так считают уже очень многие, или "Бога нет" - это просто присоединение к одной из сторон в известном споре).
Мой тезис в том, что периодически давать себе ответ на этот вопрос - это самое важное упражнение для начинающих магов. Может быть, важнее даже, чем прослушивание настроек для входа в 15й канал
Поскольку мы здесь рассуждаем о мире в рамках парадигмы ШМА, вопрос можно сформулировать еще более узко: "Какой важный аспект теории магии, который я понимаю, большинство других людей понимает неправильно?"
Лично я часто сталкиваюсь с неправильным пониманием соотношения уровня развития сознания и наблюдаемого поведения. Многие считают, что уровень развития сознания предопределяет выбор модели поведения: воин будет со всеми биться, купец договариваться, а работник батрачить Так вот, это не совсем так. Уровень сознания определяет эффективную модель развития сознания на данном уровне, в то время как на поведение в каждый момент времени влияет множество других факторов: воспитание, специфика ситуации, гормоны и т.д. Это становится особенно очевидным, если обратиться к данным этологии: все те модели поведения, которые считаются специфичными для человеческих каст, наблюдаются и среди приматов.
Поэтому неверны суждения вроде "вот этот человек агрессивен, значит он воин" или "это девушка болтает без умолку, поэтому она - купчиха".
Все это приводит нас к еще одному, возможно, не совсем приятному для нашего самолюбия выводу - если мы внешне ведем себя как маги, то это еще совсем не значит, что мы ими являемся.
Так как же тогда ученику определить,тварь ли он дрожащая или маг ли он? Отчасти об этом можно судить по ответу на вопрос Тиля.
В оригинале вопрос сформулирован так: "What important truth do very few people agree with you on?". В общем, собеседник должен привести пример суждения, которое удовлетворяет трем критериям 1) оно истинно (по крайней мере, по мнению собеседника) 2) очень немногие люди разделяют это суждение 3) это суждение нетривиально, т.е. факт его истинности или ложности является значимым
По свидетельству Тиля люди дают, как правило, плохие ответы на это вопрос (например, "образовательная система остро нуждается в реформе" - что, возможно, является правдой, но так считают уже очень многие, или "Бога нет" - это просто присоединение к одной из сторон в известном споре).
Мой тезис в том, что периодически давать себе ответ на этот вопрос - это самое важное упражнение для начинающих магов. Может быть, важнее даже, чем прослушивание настроек для входа в 15й канал
Поскольку мы здесь рассуждаем о мире в рамках парадигмы ШМА, вопрос можно сформулировать еще более узко: "Какой важный аспект теории магии, который я понимаю, большинство других людей понимает неправильно?"
Лично я часто сталкиваюсь с неправильным пониманием соотношения уровня развития сознания и наблюдаемого поведения. Многие считают, что уровень развития сознания предопределяет выбор модели поведения: воин будет со всеми биться, купец договариваться, а работник батрачить Так вот, это не совсем так. Уровень сознания определяет эффективную модель развития сознания на данном уровне, в то время как на поведение в каждый момент времени влияет множество других факторов: воспитание, специфика ситуации, гормоны и т.д. Это становится особенно очевидным, если обратиться к данным этологии: все те модели поведения, которые считаются специфичными для человеческих каст, наблюдаются и среди приматов.
Поэтому неверны суждения вроде "вот этот человек агрессивен, значит он воин" или "это девушка болтает без умолку, поэтому она - купчиха".
Все это приводит нас к еще одному, возможно, не совсем приятному для нашего самолюбия выводу - если мы внешне ведем себя как маги, то это еще совсем не значит, что мы ими являемся.
Так как же тогда ученику определить,